юдифь с головой олорифма

Когда-то вдруг наткнулась в сети на список с каким-то дурацким названием — "Десять фильмов с неожиданной концовкой" или что-то вроде этого. Фильмы в этом списке все были вроде "Престижа". И это навело меня на мысль.
Сейчас мы смотрим третий сезон Твин Пикса, и я думаю о том, как ужасно устала от чётко очерченного сюжетного пространства в кинематографе — сейчас в массовом кино принято, что хороший сценарий есть множество событий, замкнутое само на себя: если ружьё повесили, оно непременно выстрелит. "Престиж" неожидан ровно настолько, чтобы зритель кусал в финале локти: ах, как изящно сработано! Ведь я мог бы догадаться! Каждый кадр оставлял мне подсказки!
Не мог, но это не имеет значения.
В жизни совершенно не так. В жизни всё, например, как в "Старикам тут не место". Сложно назвать концовку этого фильма неожиданной — и всё же ожидать её совершенно невозможно. Но детали значат не меньше, чем действие.
Но самый мой любимый режиссёр (с этой точки зрения) всё равно Уэс Андерсен. Он может создать внутри фильма и законченный замкнутый сюжет, и вот эти чудесные, никуда не ведущие, ничего не значащие — кроме самих себя — детали. От этого внутреннее пространство фильма распахивается во все стороны: а вот если бы вы спросили про этого персонажа, я бы мог вам рассказать. Реализм такого рода я очень ценю. У таких фильмов не только концовка неожиданная, но и вообще, в каждом кадре, не знаешь, чего ожидать — и не ожидаешь ничего.
Вот на Линче тоже очень отдыхает глаз — а я так боялась, что он утратит эту рассеянную внимательность.
фотография — мотель под Ростовом-на-Дону, на полпути трассы Дон, на полдороге в Грузию
а вчера еще посмотрели всей семьей catch me if you can. не знаю, как он мог раньше мимо меня пройти. тоже неожиданный финал, хотя казалось бы, что тут неожиданного, прямо каждым кадром подразумевалась такая концовка. но нет, герой там прямо настолько разрушительно трагичен, что всю дорогу мне казалось, что его таки убьют. а он прямо надо же, выжил. и я честно не знаю, что трагичнее.
Мне кажется, я в том числе поэтому повернулся в сторону авторского кино и всякого артхауса: там не так просто предположить, каков будет финал. А в массовом кино уже после первых пяти минут хочется воскликнуть: "А, все с вами ясно!". И непонятно, зачем смотреть дальше, потому что в таких фильмах в подавляющем большинстве случаев нет также и никаких интересных приемов, касающихся формы, и даже то, что в рецензиях любят именовать как "красивая картинка", чаще всего тоже вторично.