10:58

юдифь с головой олорифма
Наткнулась с утра на подборку текстов, с волошинского, что ли, фестиваля и страшно расстроена осталась тем, что все пишут чудовищно несвязно. Я даже приведу одно стихотворение целиком, чтобы меня никто не обвинил в том, что я-де признаю только нарративную поэзию. Я как раз очень нежно отношусь к лирике суггестивной. Но ведь очевидно же, очевидно, что в суггестивной лирике выбор слов куда важнее. Ни одно не должно даже шататься в ряду, предполагать малейшую вероятность замены. Ну попробуйте, я не знаю, в длиннющей телеге "Русского поля экспериментов" хоть одно слово заменить. Ведь понятно же, где логически, а где интуитивно, почему "трогательным ножичком", почему "добровольные пальцы". "Русское поле экспериментов" вещь неразъёмная, вещь удивительной целостности высказывания. Или моё любимое у Горалик:

Кого забрали из живых перед продленкой
бежит и крошечное яблочко кусает


Ведь сразу ясно, почему яблочко именно крошечное. Почему такой порядок слов, почему это нежное "кусает" вдруг вместо "ест". У слов есть значения, у каждого, самого по себе, а ещё у слов есть эмоциональный отклик, как круги от гальки, прыгающей по воде, и вот суггестия это интерференционная картина этих кругов, и ничего больше.
Вообще, в стихах должен быть некий связующий компонент. И во всём многообразии поэзии совершенно неважно, является ли этим компонентом риторическое высказывание, статичная картинка, сюжет, акустическая красота бессмысленных созвучий или эмоциональная спектрограмма, возникающая при прочтении. А что я вижу здесь:

заверните мне белого хлеба
в молодое земное вино
я лечу в гуттаперчевом небе
сквозь его непрозрачное дно
я пиратствую как истребитель
я схожу от свободы с ума
я пилот-одиночка любитель
по которому плачет сурьма
у штурвала надежные руки
пожимаю я их веселясь
первый первый свидетель разлуки
извини отключается связь


да ничего, ничего я не вижу.

@темы: лытдыбр

Комментарии
30.11.2017 в 13:29

I enjoyed the meetings, too. It was like having friends©
Я вижу, что автору пришла строчка про гуттаперчевое небо, и он от нее отстраивал стих вверх и вниз.
Само по себе это было бы выразительное двустишие:
Я лечу в гутаперчевом небе
Сквозь его непрозрачное дно.
В нем есть картинка и ощущение. Но автор решил, что в стихе должна содержаться история, пояснение к этой картинке. И достроил его.

А вы видели группу в вк: m.vk.com/arena_arta ?
У меня чешется все, чтобы обсудить впечатление, что в подборке авторы на стене склонны к одним и тем же приемам и употреблению их в одних и тех же местах, хотя стихи тематически и ритмически разные
30.11.2017 в 16:00

юдифь с головой олорифма
>> Я вижу, что автору пришла строчка про гуттаперчевое небо, и он от нее отстраивал стих вверх и вниз.
Да, мне тоже так кажется, и почти наверняка мы с тобою правы. Но само по себе это желание родить стих из строчки недостатком не является. Все так делают. Но меня всё-таки что-то смущает. Попробуем разобраться, что именно.

Пойдём сначала вверх. Строки:
заверните мне белого хлеба
в молодое земное вино

не связаны со строками про гуттаперчевое небо ни логически ("заверните - я лечу", а не "остановите - я сойду" или "заверните - я куплю"), ни образно (вино и хлеб — вроде бы библейский образ, но дальше в тексте его ничто не поддерживает), ни созвучиями.
Хотя нет: видимо, идёт противопоставление земному вину гуттаперчевого неба — но опять-таки неясно, отчего вдруг вино земное, а небо гуттаперчевое.
Теперь вниз:
я пиратствую как истребитель — неработающее сравнение. Я даже при неплохом воображении пиратствующий истребитель не могу себе вообразить. Как он приземлится? Как абордажная команда покинет борт?
по которому плачет сурьма — сурьма по себе достаточно внятный и сильный образ. Плачущая сурьма могла бы отсылать нас к ближнему востоку и насурьмлённым глазам, если бы не было очевидно, что здесь это бессмысленная замена слову "сума", потому что сурьму в тексте тоже ничто не поддерживает.
у штурвала надежные руки, пожимаю я их веселясь — вот это нормальная строчка, кстати.
первый первый свидетель разлуки
извини отключается связь


В общем, я только во время разбора догадалась, что это стихотворение про разрыв отношений (разлука, свобода) и лирический герой этому рад (но это неточно). И разлука, и свобода в тексте всплывают по одному разу, разлуку не поддерживает ничего, свободу — только строка "я лечу в гуттаперчевом небе". Кстати, почему небо гуттаперчевое, а дно непрозрачное — тоже из текста неясно. Сами эти две строки действительно создают образ, отчасти сходный с быковским игрушечным "ах боже мой, какой простор, лиловый, синий, грозовой, но чувство странного уюта: все свои" — за точность цитаты не ручаюсь — но весь текст смазывает впечатление безвозвратно.

А ещё очень простая, если не бедная, лексика и нестрогая рифма это стихотворение тоже не красят.
30.11.2017 в 16:19

юдифь с головой олорифма
Мы всё-таки на ты или на вы? Давай на ты. Я тебя слишком люблю для вы.

Группу я посмотрю чуть поближе к вечеру, мне очень интересно обсуждать такое. Но вообще это очень характерное поведение подобных вконтактовских поэтических групп: вырабатываются универсальные приёмы, так что я верю на слово. Можно даже сыграть с ними в это разочек. Отлично, что на Ныре этого нет.
30.11.2017 в 16:27

I enjoyed the meetings, too. It was like having friends©
rockatansky, да мы все время туда-сюда колеблемся с этим вы/ты.
К переходу готов, три-два-раз)

на Ныре сейчас, увы, тихо. Одно время Визионер бывал, но сейчас посещаемость пала окончательно
все устали
30.11.2017 в 17:13

юдифь с головой олорифма
tal_ch, о. я могу свои жалобы на волошинскую подборку принести в ныру.
30.11.2017 в 17:49

I enjoyed the meetings, too. It was like having friends©
rockatansky, можно рискнуть, а чо
30.11.2017 в 23:38

Постмодерн подсмотрен
В той группе и моё вывесили, причём взяли одно из худших) я его на турнир писал)
09.01.2018 в 17:05

юдифь с головой олорифма
tal_ch, я ничего не забываю, я просто очень медленная

я прочитала стихи в группе m.vk.com/arena_arta и вообще тоже хочу пообсуждать это явление
потому что у меня есть подозрение, что свои приёмы вырабатывает абсолютно любая группа
и Ныра тоже, да
есть даже ЖЖ-поэзия, дайри-поэзия, есть поэтический язык каждого из толстых литературных журналов (если автор не совсем со стороны и целился именно туда), и он узнаваемый, просто там за счёт мощи публики всё ж таки побольше разнообразия
а во вконтактовских группах получается очень забавно, потому что писать как все — самый простой способ зарабатывания очков
так или иначе, мне теперь хочется либо поиграть в это в какой-нибудь группе (= попробовать заработать очки), либо поразбирать какие-нибудь тексты вот как выше. Я такой разбор нахожу очень полезным опытом для себя.
09.01.2018 в 19:19

I enjoyed the meetings, too. It was like having friends©
rockatansky, отсюда мне немного понятнее выказываемые тобой страхи "а вдруг во мне тоже подражательство". кстати, я их давно не замечала, есличо) тоже издавна что-то помню.

в жж я любила читать у одной дамы небольшие конкурсы подражательства среди ее френдов, они крутились вокруг серебряного века.
а в реинкарнации как-то проводилась текстовушка, в которой было необходимо подражать стилям разных маститых узнаваемых классиков, а потом угадывать, кто кому подражал из игроков

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail