Зимой читала "Автохтонов" Марии Галиной сразу за Томасом Манном и удивлялась закону парных случаев — и тут и там додекафония, не самая частая тема для разговора. Сейчас — "Медведок" сразу за "Ключом из жёлтого металла" Макса Фрая, и я уже не уверена, что Мария Галина не стоит у меня за плечом — две книги про Гекату, выстроенные по одной форме — хороший такой парный случай. Геката, может, и не додекафония, но тоже на дороге не валяется.
Хотя по повествованию "Медведки" куда больше напомнили мне "Сумерки" Глуховского — и тут тоже есть о чём поговорить. Стремление писать о том, что знаешь, вызвало к жизни целый пласт литературы, где главный герой — филолог, писатель, переводчик, редактор и иже с ними. Божечки, хоть бы кто написал про рыбаков, полярников или лесорубов!
***
Задумалась о том, зачем я, собственно, продолжаю иногда читать Макса Фрая — честный ответ звучал бы так: во-первых, когда-то давно я любила эти книги. Слог, конечно, оставлял желать лучшего всегда, но был там, помимо прочего, прелюбопытнейший взгляд, например, на моральные ценности, в частности, на дихотомию свой-чужой, которая у Фрая изначально подменяет понятия хорошего и плохого: именно на базе этой дихотомии таким как я (неэмпатичным, неспособным любить весь мир одинаково) проще строить с людьми отношения, и мне было радостно найти её у кого-то ещё. Во-вторых, невозможно равнодушно относиться к человеку, с которым настолько совпадают вкусы в литературе, живописи и кино. Наверное, из-за этого же я не могу толком отделить Мартынчик от её текстов и до сих пор страшно обижена, что можно любить то же, что и я, и быть при этом мелочным пупом земли. В-третьих, именно через Макса Фрая я когда-то, очень вовремя, нашла Элтанг и Горалик, а за это многое можно простить (человеку, не текстам).
А тексты... с тех пор, как в книжках Макса Фрая пропал конфликт, они стали совсем, из рук вон плохими, хуже некуда. Когда автор слишком жаден до всемогущества в собственном тексте, получается не текст, а ария рояля из кустов.
И язык плохой, да.