rockatansky
юдифь с головой олорифма
"Картахена" — это такой итальянский герметический детектив (и заодно готический роман), но на самом деле — как и любой роман Лены Элтанг — книга о взаимоотношении человека с текстом. Её герои вообще очень редко ходят, общаются и разговаривают: как правило, они пишут — книги, письма, дневники, записки, блоги в livejournal. В "Картахене" две временные линии и пять точек зрения — то есть, пять персонажей, от лица которых идёт повествование. Притом один из них — Маркус Фиддл, чьего настоящего (русского) имени мы так и не узнаём — впоследствии пишет книгу о происходящих событиях, и ближе к финалу разделить текст книги и то, что случилось взаправду, становится невозможно: кажется, записки Петры и блог ливийского флейтиста были на самом деле. А вот письма комиссара полиции к падре Эулалио он довообразил, иначе — выдумал от начала и до конца — или всё же существовали и они?..

(и вот тут получается интересная вещь. Можно было бы обвинить автора в том, что все её герои говорят (и пишут) длинно, умно и книжно и оттого слишком одинаково (в конце концов, обвиняли же мы Водолазкина в том, что он вообще взялся на три голоса писать своего "Авиатора"). Но! на том слое текста, где существует роман, написанный Маркусом Фиддлом, и это вполне объяснимо — если все они говорят его голосом)

"Картахена" — гораздо больше, чем детектив или семейная сага. Она — самая настоящая высокая словесность. Вообще язык Лены Элтанг — это одна из самых прекрасных вещей, случившихся в современной русской литературе. Он текучий, как вода, внятный и ясный, и притом зверски перенасыщенный. "Картахена" нашпигована образами и деталями, как рождественский поросёнок гречкой. Это очень здорово. Допускаю, что кого-то от чтения текста про текст может укачивать — но точно не меня.

@темы: я читаю