Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
10:11 

rockatansky
я б хотел помыться и заснуть
Вдруг вспомнила про любимый архетипичный сюжет, который когда-то в детстве (где? когда? неужели у Гумилёва?) прочно застрял в подсознании и до сих пор вызывает странное волнение. Это сюжет про девушку, похищенную Змеем.
Притом важно, чтобы именно Змеем, Змием, а не драконом, предположим; хотя, конечно, то огромное, чешуйчатое и с когтями, что подразумевается под Змеем, суть дракон. Может быть, это потому, что драконы в европейском мифологическом пространстве давно стали простыми и понятными, как лошади. А вот Змей...
Змей должен возникать из ниоткуда и уходить в никуда.
Он не должен быть ни злым, ни добрым, но чуждым и принадлежащим другому миру.
Я очень люблю Бажова. Всё это тёмное, непонятное, неизведанное, сказки про Великого Полоза, весь этот древний и чужой подземный мир.
(тут отступление: какая история про эльфов есть у Даны Сидерос — вот это оно, пусть и без девицы).

Наконец, и сама девица не должна быть классической damsel in distress и покорно вышивать в тёмной башне крестиком. Она должна быть гордячкой, она должна бороться до последнего, а если надо — и умирать (умирают в пути, и тела я бросаю в открытое море). А вот пытается её кто при этом спасти или не пытается — дело десятое.

По моей личной классификации сюжетов, это сказочка про инициацию.
Всё детство хотела рассказать эту историю ещё раз. И вот, кажется, время пришло.

@темы: я читаю, лытдыбр

URL
Комментарии
2015-05-30 в 14:25 

Лоторо
Марс в фуражке
Довольно круто. Особенно, если воспомнить, что сам змий возник, вероятно, от образа молний.

2015-05-30 в 14:47 

jaetoneja
rockatansky, дааааа, меня всегда полоз радовал у бажова отдельно. и казался мне гораздо более реальным, чем все эти огневушки-поскакушки и прочие медной горы хозяйки. наверное, потому, что в нем от человека ну совсем ничего. и тем не менее, он бывает человеком.
вот эта запредельная хтоническая жуть, которую невозможно постичь, потому что у человека нет в голове алгоритма, как постичь не-человеческое.
а стихи эти люблю очень. в том числе думать о них и представлять в картинках и прозе. очень вдохновляет.

2015-05-30 в 14:58 

zelda fitzgerald
It's cause we know what we want, and we don't mind being alone
Пылью под пологом голос мне полоза слышится,
Полные голода очи - золото в пол-лица
Он зовет меня вниз,
Родная, спустись,
Обниму в тридцать три кольца

2015-05-30 в 20:14 

rockatansky
я б хотел помыться и заснуть
Лоторо, теперь понять бы, как притянуть это к истории (рассказу?).
jaetoneja, да, да. Не-человеческое — это главное. Что ты сделаешь, девица, когда не-человеческое посмотрит на тебя? Когда бездна заглянет тебе в глаза с любопытством? В кого ты, девица, после этого превратишься? Вот поэтому-то и девица должна быть соответствующая.
И да, антропоморфный образ как способ мимикрии тоже очень мощная и страшная штука.

А ведь все эти огневушки-поскакушки и медной горы хозяйки такие же хтонические ящерицы, те же медянки и саламандры, древние и страшные. Просто Полоз — он царь, он над ними надо всеми.
Или подо всеми — если точнее.
Пусть бы он за мною, что ли, пришёл. Ибо не убоюсь неизведанного. Ну же, давай же.

zelda fitzgerald, при всей моей общей нелюбви к Мельнице — да, и "Змей" и "Невеста Полоза" это точное попадание. А ещё была какая-то очень глупая фантастическая книжка, прочитанная в детстве, в библиотеке какого-то санатория, и я вроде бы помню, что книжка — треш и ужас, но и Змея там помню, и Змей там был потрясающий.

URL
2015-05-30 в 23:13 

Лоторо
Марс в фуражке
rockatansky, ну, притянуть можно всё ко всему, чо уж.

2015-05-31 в 11:51 

zelda fitzgerald
It's cause we know what we want, and we don't mind being alone
rockatansky, да я тоже ее не люблю, но мотив действительно такой.. цепляющий. И Змей с драконом не имеет ничего общего, имхо, кроме рептилоидной принадлежности) Змей - дистиллированный хтонический дух, гораздо более архаичный и более пугающий на подмозговом уровне, по крайней мере для меня. Собственно в Вики написано "к хтоническим существам в славянском мире относились прежде всего гады" - символ подземного мира, а также - возвращаясь к песне - символ брака, рождения, смерти, цикличности времени. Интересная очень тема)

   

like, inspiration and what Bog sends

главная